Wednesday, October 19, 2011

Письмо к ученым соседям

...С тех пор прошло много лет, и сейчас уже трудно установить, с кем из них был лично знаком Антон Павлович Чехов: с донским ли помещиком, который написал письмо к своему ученому соседу, или же с адресатом этого письма. Но, так или иначе, очевидно, что Антон Павлович, по их ли просьбе, или случайно письмо прочитал, так как изложил его потом для нас, передав оригинальность стиля и глубину научного мышления его автора. Действительное имя автора остается под вопросом: поначалу он был Степаном Владимировичем N (журнал «Стрекоза», 1880 г., №10), а затем стал Василием Семи-Булатовым. Аналогичная метаморфоза произошла и с ученым соседом, доктором Фридрихом, превратившимся впоследствии в Максима... отчество и фамилия до нас не дошли, поскольку на момент написания письма автор их просто не мог вспомнить.

Жаль, конечно, что мы не знаем настоящего автора, но письмо! Поколение за поколением черпают в нем пищу для ума и сердца. Простой отставной урядник из дворян, в глухой деревне, мыслит как настоящий естествоиспытатель: «Матушка-природа есть книга, которую надо читать и видеть». И он читает, и видит, и не боится поправить своего ученого соседа, полагающего, что на Луне обитают люди и племена. Логика его умозаключений безукоризненна: люди, живя на Луне, падали бы на Землю (вместе с нечистотами и помоями), но этого не происходит. Следовательно, людей там нет. И ведь действительно: сегодня мы точно знаем, что их там нет.

Или такое интересное рассуждение: день зимою оттого короткий, что от холода сжимается, ибо солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается. Всё в точном соответствии с физическими законами.

Перечитывая письмо помещика, порой ловлю себя на том, что тоже имею что сказать о бытии и мироустройстве. Например, в дополнение к двум известным законам сохранения материи и сохранения энергии я открыл еще и третий: закон сохранения пространства. Он формулируется так: если где-нибудь что-либо торчит, то в другом соответственном месте оно равным образом углубляется.

Все это я хотел бы обсудить с ученым соседом, и соседи у меня есть, но вот ученых среди них я не знаю. А просто так писать – какой толк, если все равно не поймут. Но сегодня меня осенило: ведь в интернете мы все как соседи, и даже в соседнюю дверь звонить не надо. И выходить во двор и громко кричать тоже не надо. Только скажи что-нибудь, и все услышат. И потому, имея ввиду ученых, посылаю это письмо ко всем соседям, а там уж кто ученый - тот поймет, а остальным и не надо.

Говорят, известная молодежная газета однажды напечатала на первой странице такой воодушевляющий лозунг: «Если делать, так по-большому!». Кто-то пытался зубоскалить на эту тему, но я воспринимаю такое всерьез: уж если браться за научною проблему, то за самую большую, самую сложную. Вы, наверно, сейчас подумаете про что-нибудь чёрненькое – черную материю, или черную энергию, или черную дыру, верно? Нет, не угадали. Черную материю и черную энергию пощупать пока не удалось, но о них уже всем известно, и я оставляю эту проблему на доработку специально обученному коллективу, скажем, Европейского ускорителя. А с черной дыры вообще снят покров последней тайны: оказывается, внутри неё вполне могут существовать обитаемые миры, причем так надежно скрытые от всего окружающего мира, что о них и узнать невозможно. Если не верите – посмотрите здесь:
http://www.newsru.com/russia/10oct2011/aliens.html

Моя проблема будет посильней: происхождение жизни. Этого пока не знает никто, и даже не понятно, как подступиться. В Библии все просто: на все дела, вместе с созданием Земли, всего живого, и человека, у Господа Бога ушло всего шесть дней. Всё было сделано сразу и быстро. Но потом любопытные люди стали откапывать из земли кости каких-то существ, которых сейчас уже нет, и людей, которые, хоть и были похожи на нас, но – другие. И когда все это стали выстраивать в шеренгу, то получилось, что вначале всё было не так, как оно сегодня, и что постепенно всё менялось, усложнялось, и заняло это много-много времени, даже страшно сказать, сколько. А в начале шеренги кто? Простейшие, одноклеточные, они и сегодня повсюду – микробы, водоросли, грибы. Объяснить, как из них потом получились многоклеточные, люди, в общем, сумели. А вот откуда взялась первая живая клетка – нет-с.

Говорят, она была занесена к нам с астероидом; но тогда проблема просто переносится с Земли на другую планету. Говорят, клетка получилась как случайный результат большого количества всевозможных химических реакций в воде. Но достаточно посмотреть, насколько сложна эта «простейшая» клетка, сколько тысяч различных сложных молекул и комплексов в ее конструкции, достаточно просто посмотреть (в микроскоп), как она передвигается, ест, размножается, и при этом помнить, что проще неё уже нет ничего, как становится ясно: такое не могло получиться случайно.

Что же остаётся? Господь Бог создал Землю, потом живую клетку на ней, и оставил её дальше развиваться по теории Дарвина? Некоторые теологи говорят именно такое, других это коробит: как-то мелковато выглядело бы божье деяние такого рода. Я тоже так считаю, и собираюсь искать решение проблемы без участия высшей силы.

Представим себе Землю, уже отвердевшую, почти остывшую и местами покрытую водой, но ничего живого на ней пока нет. Ну нет – и нет, и кому это надо? Камням, пескам, морям, облакам? Все вместе тихо смеёмся. А когда перестанем смеяться, подумаем: если никому не надо, то ничего и не будет. Но ведь оно есть, и значит – кому-то понадобилось, и если понадобилось, то зачем?

Ответ один: это, все-таки, понадобилось камням, пескам, морям и облакам (другого не было), но не буквально им, а «тем», из чего они состоят, то есть атомам и молекулам – кирпичикам мироздания. (Что, еще смешнее? Подождем с выводами). И под «это» подразумевается, конечно, не жизнь – они тогда и представить себе не могли, что это такое. Но они не были удовлетворены условиями свого существования, они хотели что-то изменить. Именно при таких условиях, как мы знаем, возникают всяческие революции, и Великая Архейская Материалистическая Революция началась. Архейская – потому что это произошло во времена Архейского геологического периода.

Чего же им не хватпло, этим «кирпичам мироздания»? Начну с того, что это «образное» название элементарных частиц, вызывающее в воображении нечто тупое и инертное, совсем не соответствует их действительному образу. Каждый атом состоит из ядра, вокруг которого с бешеной скоростью вращаются электроны. Ядро состоит из протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков. Это необыкновенно тонкая и сложная структура, реагирующая на тяготение, магнитные и электрические поля, и еще много на что, о чем мы не знаем (равно как и не знаем, из какого материала сделаны кварки и электроны – об этом и заикаться пока нельзя, это табу). И поэтому не выглядит фантазией предположение о том, что элементарным частицам присуща некоторая специфическая способность мышления.

Так чего же, все-таки, им не хватало? Им не хватало свободы. Они строго подчинялись всем физическим законам, и поэтому их жизнь была скучна и однообразна, как жизнь камней и песков. И они бы и знать-не знали, что может быть как-то по-другому, но тут на Земле стала появляться вода, и тогда все увидели, что молекулы воды с поверхности моря могут испаряться, и потом белыми облаками лететь далеко над землей, и там выпадать дождем и длинными реками стекать обратно в море. Это было интересно и увлекательно, но доступно, как мы понимаем, было далеко не всем. Но что еще можно было сделать? Нужна была какая-то новая творческая идея, и она появилась.

Её автором явился атом углерода, самый креативный из всех химических элементов: он может предстать в таких не похожих друг на друга обличьях, как твердый графит, сверхтвердый алмаз, рыхлый древесный уголь. Но есть и еще одна, менее известная структура углерода, название которой трудно сразу и прочитать: бакминстерфуллерен. Выглядит она в точности, как футбольный мяч – сопряженные шестиугольники и пятиугольники, только гораздо меньших размеров, конечно. В узлах этой структуры находятся атомы углерода, а внутри пусто, так же, как и в мяче; посмотреть картинку можно здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8B

Такие мячики встречаются в природе, и однажды один из них был подхвачен потоком воды, сумел доплыть до моря и был поражен, как много всего интересного ему довелось увидеть и испытать. В море он оказался в окружении молекул воды, многие из которых уже имели опыт путешествий. Они обрадовались необычному пришельцу и стали прицепляться к нему, как дети к похожей конструкции на детской площадке. Мячик стал увеличиваться в размере, и тут ему и пришла на ум та самая революционная идея.

- Стойте! – закричал он, - отцепитесь и послушайте меня. Меня зовут Углерод, я мог бы выглядеть и совсем по-другому, но приплыл к вам в виде пустого шарика, чтобы было легче держаться на поверхности. О чем я хочу вас спросить: вы заметили, с какой легкостью вы смогли ко мне прицепиться? И заметили ли вы также, что кроме вас, прекрасные водяные молекулы, ко мне слегка и с удовольствием прицепились и атомы азота, и кислорода из воздуха над вами? И не спрашивайте пока, зачем, но давайте, цепляясь друг за друга, попробуем сделать одну длинную молекулу. Вот так, хватит. Вы удивлены? Не видели ничего подобного? А теперь слушайте дальше.

- В нашем скучном мире разве что молекулы воды могут как-то разнообразить своё существование, да вот я случайно прокатился в их компании от земли до моря. А все остальные пребывают теперь в состоянии крайней удрученности, с тех пор, как узнали, что в мире может быть и что-то другое, кроме строгого соблюдения законов природы. Мы не можем нарушать эти законы, но мы должны создать нечто, чего на земле пока нет. Мы должны создать мир, в котором наше существование стало бы интересным, а не просто по обязанности.

- Я думаю, для начала мы должны создать шарик вроде меня, но только гораздо бóльших размеров, с плотными стенками, и сделать это мы сможем, сцепляясь в длинные молекулы, как мы с вами только что попробовали. Потом мы должны будем научить этот шарик двигаться туда, куда мы захотим, а не обязательно по течению, и должны будем научить его еще многому, о чем пока и не знаем, но поймем по ходу дела. За работу, друзья! Атомы и молекулы воды, воздуха и суши – соединяйтесь!

И, как мы видим, у них получилось, мои уважаемые ученые соседи! Они создали этот прекрасный мир жизни на Земле, этот свой гигантский Дисней Ленд, который они сами и поддерживают и в котором сами и развлекаются. Они построили в нём головокружительные аттракционы, когда свободные от работы атомы и молекулы попадают, например, при дыхании, внутрь организмов живых существ, путешествуют по их артериям, поддерживают по дороге их жизнедеятельность и в один прекрасный момент снова вырываются на свободу в поисках других увлекательных приключений.

И мы с вами, мои уважаемые ученые соседи, тоже являемся их аттракционами. Вы спросите, зачем мы им понадобились, когда уже до нас было так много других живых существ и растений? Потому что используя нас, они смогли освободить из безнадежного заточения в земных недрах миллиарды своих собратьев, поучаствовать в автомобильных гонках, побывать на Луне и вернуться обратно.

Вы спросите, можем ли мы прочувствовать все то, о чем я говорю? Конечно же. Это они заботяться о том, чтобы наше тело работало автоматически. Без всяких наших усилий сердце гонит кровь, органы осуществляют сложнейшие химические процессы, и для них это одновременно и работа и увлекательная деятельность. И потом, мы, как и любые другие аттракционы, постепенно изнашиваемся, перестаем должным образом функционировать и затем уходим из жизни, а они остаются, все до единого! И чтобы мир снова не превратился в скучную пустыню и им не пришлось начинать все с начала, они заблаговременно заботятся о том, чтобы на место уходящих приходили новые и новые...

Вы, наверно, огорчены, мои уважаемые ученые соседи, тем, что мы, да и всё остальное живое на Земле – всего лишь их ... Да, всего лишь, но не надо расстраиваться, они относятся к нам с чуткостью, сделав так, что мы их не замечаем и о них никогда не думаем, что позволяет нам находить в жизни свой интерес и свою радость.

Иосиф Бененсон
19 октября 2011 г.

No comments:

Post a Comment